В центре неформального искусства на Пушкинской 10 живет уникальный человек, который за свою жизнь собрал такое количество материалов о «The Beatles», настолько хорошо изучил творчество великой группы, что про него с уверенностью можно сказать: он знает о Битлз все. Или почти все.
Коля Васин - знаменитый советский и российский коллекционер, писатель-историограф, создатель крупнейшего в стране музея группы «The Beatles», учредитель «Храма любви, мира и музыки имени Джона Леннона».
- Вы начинали свою деятельность по продвижению идей Битлз, когда все еще жили в Союзе. Чем стала для вас эта группа?
Спасением и защитой одновременно. Честно говоря, я всегда вел очень мирную политику. Благодаря Битлз и особому внутреннему чувству я с самого начала понял, что насилием ничего добиться нельзя. Никогда ни одному гаду совку, который меня обидел, не сказал грубого слова. Я просто всегда молча уходил от элементов проявления насилия.
- Вы испытывали трудности в отношениях с властью?
Да, это было опасное, страшное время. Если ты произносил слово Россия, на тебя смотрели уже как на диссидента. Это происходило из-за того, что я был не согласен подчиняться, я протестовал. Потому и в армию не пошел. Комиссовался много раз, но мне все равно присылали повестки. Из-за них я очень много времени проводил в военкоматах, на всяких комиссиях. Полковники, генералы прямо в лицо обвиняли меня в антиобщественном поведении, порицали, за то, что я такой волосатый, бородатый. Заявляли: «Как можно так жить, это безобразие! Надо жить, как положено!» и стучали кулаком по столу.
Но нормальный совок жил отлично. Он ходил каждый день на работу на завод, получал премию. В совке всегда нескончаемые премии были, бесплатные путевки. И они до сих пор вспоминают это время с прищелкиванием языком. А вот у меня этого ничего не было. У меня были только Битлы, они мне открыли глаза на весь мир: на совок, на Америку, на Англию, на Господа Бога, на товарища дьявола. Я анализировал мир через музыку Битлз.
- И собрали уникальнейшую в России коллекцию материалов о Битлз.
Да, все, что находится в моем музее-квартире, я собрал, начиная с 64 года: переводы, журналы, газеты… Здесь 50 тысяч всяких вырезок и фотографий Битлз. Тысячи людей помогали мне в этом. Я же до 83 года жил на Ржевке. Туда просто толпами ехал народ. Везли, что можно. А я всем давал переписывать пластинки. Запах перегретых магнитофонов витал у меня в комнате постоянно.
- А еще вы являетесь обладателем подарка от самого Джона Леннона!
Да-да. Вот коробка с пластинками Леннона 60-70 годов. И первая здесь - «Live peace in Toronto» 69 года с автографом Джона и Йоко Оно. На тридцатилетие Леннона я послал ему телеграмму с поздравлением. А он в ответ прислал такой подарок. Это было уникальное событие. Никому потом в нашей стране Джон Леннон не присылал больше ни своих автографов, ни пластинок…
- Уже много лет вы заняты в одном грандиозном проекте: строительстве Храма Любви, Мира и Музыки именем Джона Леннона. Как возникла эта идея?
Это мне приснилось в 90-м году. Когда мы отмечали день рождения Джона Леннона в Петербурге, было пять шикарных концертов, приехал Алан Уильямс (первый менеджер группы «The Beatles» ― прим. автора), это был апофеоз. Зал был битком набит, 10 тыс. человек примерно. И все молодежь, и все скандировали «Джон Леннон, Джон Леннон». Это было очень красиво. Незабываемо. А через некоторое время мне приснился храм.
- И как продвигается дело?
Сейчас будет ровно двадцать лет, как мы несем идею Храма. Я президент храмового комитета. У нас примерно 10 человек. В начале этого года мы разослали письма (в очередной раз) с предложением участвовать в этом проекте, строить храм. А писали всем: Медведеву, губернаторше, комитетам культуры, молодежи, строительства, архитектуры… почти все ответили типа:«Здорово, отлично, ребята, давайте, продолжайте» , но ни один не высказал инициативу в содействии. А банки вообще отмолчались… Но мы же хотим содействия. Одним не построить храм. Эта идея рассчитана на народ, на Петербург, на всю Россию. На то, что лучшие люди, здоровые духом и телом, откликнутся, поддержат нас, и мы воздвигнем Храм музыки и устроим настоящий веселый праздник.
- Как он будет выглядеть?
Здание в виде скалы с двумя шарами наверху: желтый шар ― шар любви, синий ― шар мира.
Внутри это будет грот. Очень много плоскостей, ни одной правильной вертикальной или горизонтальной линии не будет. Даже пол будем стараться делать под наклоном чуть-чуть. Это создаст ощущение неправильности, незаконченности, подобно длинной и извилистой дороге жизни.
Идеологическая составляющая: там везде будет love, love, love. Битлз - это воплощение love. Джон Леннон is Love, Джордж Харрисон is Miracle, Пол Маккарти is Live.
Музыка будет звучать нон-стоп. Это будет арт-саунд, звук, ради которого можно пройти десять тысяч километров и насладиться им. Это будут бесконечные экраны, тексты на любом языке, информация о песнях. И у людей создастся впечатление, что они внутри музыки. Это будет соль земли, суть жизни. Храм будет давать ощущение того, что тут ― самое важное для всех нас.
- Коля, вас называют последним настоящим хиппи в России. Что вы на это скажете?
Меня? Ну, неплохо. Но я не совсем хиппи: я сижу на одном месте, у меня есть офис. А ведь, как делали хиппиобразные молодые люди? Брали с собой музыкальные инструменты и уходили от цивилизации в леса, отправлялись в Индию и в Калифорнию, где тепло, или просто жили на улице. А у нас это невозможно. Погода препятствует хиппи-движению. Поэтому хиппи у нас ― это люди, вроде меня, которые духовно обособляются от общества, которые создают свой мир, свой рай земной. Я кстати, так и приветствую гостей: «Wellcome to the Beatle’s heaven»- «Добро пожаловать в Небесное Царство Битлз». Поэтому я и хиппи, и не хиппи, я и музыкант, и не музыкант. Я и русский, я и не русский. Я international man, как Джон Леннон.
-Давайте теперь обратимся к вашей книге «Рок на русских костях». Вы назвали Битлз поцелуем между Богом и дьяволом…
Понимаешь, с самого начала у меня была внутренняя убежденность, в том, что христианство и Битлз пересекаются. Битлз ― это новое прочтение христианства для меня. Ведь поцелуй-это не дьявольский, а божественный ход. И это можно даже назвать оружием Господа Бога. Этим он разоружает противников, просто дураков и бесов. А я в своей книге предлагаю, посылаю информацию господу Богу: хочешь, чтобы дьявол погиб? Устрой с ним встречу, вруби «Revolver» - «Револьвер» или «White Аlbum» - «Белый Альбом», и поцелуй рогатого потом. Я уверен, что выпив водочки, послушав Битлз, они обязательно поцелуются. И на земле воцарится рай. Потерянный рай, который я нашел.
- Выходит, что Битлз ― это ключ к решению всех проблем?
Да, это единственная панацея. Вот такой случай недавно произошел: Ехал я как-то в метро и дал мужику, сидящему рядом, листовку о Храме Любви, Мира и Музыки имени Джона Леннона. Ну, думаю, он сейчас ее выбросит, или обругает меня. А он так посмотрел, на меня, посмотрел, и говорит: «Это что, панацея?» Даже простой человек, который ехал уставший после работы, не выбросил, а сунул рецепт в карман и вышел на следующей остановке. Люди чувствуют, что Битлз несут миру любовь, и потому тянутся к ним. Ведь без надежды жить нельзя. А Джордж Харрисон так и сказал: v«Мы, Битлы, дали людям надежду». Это так и есть.
P.S.: Когда наша беседа подошла к концу и надо было уходить, я подумала: какой же все-таки это удивительный человек - Коля Васин. Увлеченный идеей, он несет ее всю жизнь, на деле воплощая бессмертное: "Все, что тебе надо - это любовь" - "All You Need Is Love" и "Дадим Миру Шанс" - "Give Peaсe A Chance". Редко бывает, чтобы поклонник был достоин своего кумира. Но случай с Васиным - как раз такой.
|