В нашем новом уроке мы наконец-таки попытаемся прочесть те письмена, которые композиторы пытаются до нас донести. Вы уже умеете различать ноты одну от другой и определять их длительность, но этого не достаточно, чтобы сыграть настоящее музыкальное произведение. Вот об этом мы сегодня и поговорим.
Для начала попробуйте сыграть эту простую пьеску:
Ну что, узнали? Это отрывок из детской песенки «Маленькой елочке холодно зимой». Если узнали и смогли воспроизвести, то Вы движетесь в правильном направлении.
Давайте немного усложним задачу и добавим еще один нотный стан. Ведь руки у нас две, и на каждую приходится один нотоносец. Давайте сыграем тот же отрывочек, но уже двумя руками:
Продолжим. Как Вы, наверное, заметили, в предыдущем отрывке оба нотоносца начинаются со скрипичного ключа. Так будет не всегда. В большинстве случаев правая рука играет в скрипичном ключе, а левая – в басовом. Вам надо будет научиться разделять эти понятия. Давайте займемся этим прямо сейчас.
И первое, что надо будет Вам сделать – это выучить расположение нот в Басовом ключе.
Басовый (ключ Фа). Обозначает, что на четвертой линии пишется звук фа малой октавы. Две жирных точки, входящие в его изображение, должны охватывать четвертую линию.
Посмотрите как пишутся ноты басового и скрипичного ключей и, я надеюсь, поймете разницу.
А вот наша знакомая песенка «Маленькой елочке холодно зимой», но записанная в басовом ключе и перенесенная в малую октаву Поиграйте её левой рукой, что бы немного привыкнуть к написанию нот в басовом ключе.
Ну что освоились? А теперь попробуем совместить в одном произведение два уже знакомых нам ключа – скрипичный и басовый. Первое время конечно будет трудно, это как читать одновременно на двух языках. Но не паникуйте, практика, практика и ещё раз практика поможет Вам освоиться в одновременной игре в двух ключах.
Настало время первого примера. Спешу Вас предупредить – не пытайтесь играть сразу двумя руками – у нормального человека это навряд ли получится. Разберите сначала правую руку, а потом левую. После того как Вы выучите обе партии – можете соединить их воедино. Ну что, приступим? Давайте попробуем сыграть что-нибудь интересненькое, например, вот это:
Хорошо, если под аккомпанемент Вашего танго люди начали танцевать, – значит, дела Ваши идут в гору, а если нет – не отчаивайтесь. Причин тому может быть несколько: либо Ваше окружение не умеет танцевать , либо у Вас все впереди, надо только приложить больше усилий, и тогда все обязательно получится.
До сих пор нотными примерами служили произведения с простым ритмом. Теперь давайте будем учиться более сложному рисунку. Не пугайтесь, ничего страшного. Не такой он уж и более сложный.
Раньше мы играли в основном одинаковыми длительностями. Кроме основных длительностей, с которыми мы уже знакомились, в нотном письме применяются еще знаки, увеличивающие длительности.
К ним относятся:
а) точка, увеличивающая данную длительность на ее половину; она ставится справа у головки ноты:
б) две точки, увеличивающие данную длительность на половину и еще на четверть ее основной длительности:
в) лига – дугообразная линия, связывающая стоящие рядом нотные длительности одинаковой высоты:
г) фермата – знак, обозначающий неопределенно сильное увеличение длительности. Почему-то многие улыбаются при знакомстве с этим знаком. Да, действительно, длительность нот надо увеличивать, но все это делается в разумных пределах. А то ведь можно и так увеличить: "…а дальше я завтра сыграю”. Фермата представляет собой небольшой полукруг с точкой в середине изгиба:
Из необходимого Вам, пожалуй, стоит напомнить, как выглядят паузы.
Для увеличения длительностей пауз применяются точки и ферматы, так же, как и для нот. Значение их в этом случае такое же. Только вот лиги для пауз не применяются. Если есть необходимость, Вы можете ставить подряд несколько пауз и больше ни о чем не заботиться.
Ну вот, давайте попробуем применить полученные знания на практике:
Ноты песни L`Italiano Тото Кутуньо
Ну, и напоследок хочу познакомить Вас со знаками сокращения нотного письма:
1. Знак повторения – реприза – употребляется при повторении какой-либо части произведения или всего, обычно небольшого, произведения, например, народной песни. Если по замыслу композитора это повторение должно исполняться без изменений, точно, как в первый раз, то автор не пишет весь нотный текст заново, а заменяет его знаком репризы.
2. Если при повторении конец данной части или всего произведения меняется, то над изменяющимися тактами ставится квадратная горизонтальная скобка, которая называется "вольта”. Прошу не пугаться и не путать с электрическим напряжением. Она означает, что вся пьеса или ее часть повторяется. При повторении не нужно играть нотный материал, расположенный под первой вольтой, а следует сразу переходить на вторую.
Рассмотрим на примере. Играем с самого начала, доходим до знака "реприза” (напомню, что это знак повторения), начинаем опять играть с самого начала, как только доигрываем до 1-ой вольты, сразу же "перескакиваем” ко второй. Вольт может быть и больше, в зависимости от настроения композитора. Вот захотел он, понимаете ли, повторить раз пять, но каждый раз с другим окончанием музыкальной фразы. Вот и получится 5 вольт.
Еще вольты бывают "Для повторения” и "Для окончания”. В основном применяются такие вольты для песен (куплетов).
А теперь внимательно рассмотрим нотный текст, мысленно отметим, что размер четыре четверти (т.е. в такте 4 доли и по длительности они – четвертные), при ключе один бемоль – си (не забывайте, что действие бемоля распространяется на все ноты «си» в данном произведении). Составим "план игры”, т.е. где и что повторим, и… вперед, друзья!