Uriah Heep — британская рок-группа, образовавшаяся в 1969 году в Лондоне, Англия. Первый состав группы сформировался, когда продюсер Джерри Брон пригласил клавишника Кена Хенсли присоединиться к участникам Spice. Всемирную известность группе принесли в 1971—1973 годах альбомы "Look at Yourself", "Demons and Wizards" и "The Magician's Birthday".
В 1967 году Мик Бокс, уроженец Уолтемстоу, в равной степени любивший футбол и музыку, решил отдать предпочтение последней и образовал группу The Stalkers. После того, как из состава ушел вокалист, Роджер Пенлингтон, игравший на барабанах, предложил прослушать своего кузена Дэвида Гаррика (David Garrick).
Дуэт Бокс-Гаррик стал ядром группы. Каждый из них оставил основную работу и решил посвятить себя профессиональной музыкальной деятельности. Свой новый состав они назвали Spice, а Дэвид принял сценический псевдоним Байрон (David Byron). За ударные сел Алекс Нэпьер, найденный по объявлению в газете, а из The Gods пришел басист Пол Ньютон, чей отец временно взял на себя обязанности менеджера и постепенно довел своих подопечных до уровня лондонского клуба Marquee.
В конце 1969 года группа познакомилась с продюсером и менеджером Джерри Броном. Тот побывал на выступлении Spice в клубе "Блюз Лофт" и тут же предложил контракт со своей компанией Hit Record Productions Ltd. Вскоре группа оказалась в студии Lansdowne, изменила название на Uriah Heep и решила, что ей необходим клавишник. Сначала Брон привел сессионного музыканта Колина Вуда, затем в качестве постоянного участника был приглашен Кен Хенсли, игравший до этого в группах The Gods и Toe Fat.
Появление в группе клавишника-новатора, увлечённого созданием качественно нового звучания, оказало решающее влияние на творческое развитие коллектива. Вклад Хенсли в первый альбом ограничился переработкой партий, записанных Колином Вудом. Большую часть материала для пластинки написали Бокс и Байрон. Самой яркой вещью здесь стала "Gypsy", идеально отразившая в себе ранний стиль группы: тяжелый бит, сгущённый звук гитары, "обернутой" органом и меллотроном, характерная вокальная гармония. Во многих отношениях это был один из первых удачных примеров экспериментальной хард-рок-эклектики.
Первый альбом был на три четверти завершен, когда Алекса Нэпьера заменил Найджел (Олли) Олссон. Его порекомендовал Элтон Джон, с которым Байрон дружил со времен совместной работы в Avenue Records.
Дебютный альбом "Very 'Eavy…Very 'Umble" вышел 19 июня 1970 года. В США этот альбом вышел под названием "Uriah Heep" с измененным составом композиций и под другой обложкой. Альбом был встречен сдержанно музыкальной критикой, которая услышала в нем лишь "тяжесть", не обратив внимание на жанровое разнообразие. Однако впоследствии музыкальные специалисты стали иначе оценивать историческое значение альбома.
В эти дни родился и стал стремительно развиваться творческий союз Бокс-Байрон-Хенсли, наивысшее воплощение получивший во втором альбоме "Salisbury", записанном уже без Олссона, но с Кейтом Бэйкером. Пластинка, ставшая бенефисом Хенсли, была записана Броном в Lansdowne Studios и оказалась стилистически разнообразна, соединив в себе элементы арт-рока (песня "Bird of Prey"), акустического фолк-рока (песни "The Park" и "Lady in Black") и симфо-рока (песня "Salisbury"). На создание сюиты клавишника группы вдохновил Джон Лорд своим концертным альбомом "Concerto for Group and Orchestra". Американская версия альбома вновь отличалась от английской обложкой и составом композиций: вместо "Bird of Prey" американский диск открывался композицией "High Priestess", а на второй стороне появилась "Simon the Bullet Freak". На англо-американскую музыкальную прессу эксперименты группы вновь не произвели впечатления. Наибольший успех альбом имел в Германии, где сингл "Lady in Black", перевыпущенный в 1977 году, стал хитом.
После выхода альбома "Salisbury" Бейкер покинул группу. С новым ударником Иэном Кларком, группа отправилась в США и здесь впервые почувствовала, что такое тёплый прием. Позже Бокс признавал, правда, что если в связке со Steppenwolf группа звучала неплохо, то к эстетике Three Dog Night она не имела отношения. Тем временем сроки контракта Брона с Phillips/Vertigo Records иссякли, и он образовал собственный лейбл Bronze Records, перевыпустив здесь два первых альбома группы. Летом 1971 году Uriah Heep отправились в студию Лэнсдаун записывать альбом "Look at Yourself".
Третий студийный альбом группы поднялся до 39 места в UK Albums Chart. Центральное место в альбоме заняли эпическая "July Morning" и заглавный трек, ставший хитом в нескольких странах Западной Европы. Песня получилась из нескольких музыкальных идей Кена Хенсли и Дэвида Байрона. В процессе работы над альбомом "Look at Yourself" они обнаружили, что у них есть три заготовки в до-миноре. После экспериментов эти кусочки стали вступлением, куплетом и припевом "July Morning".
В целом альбом "Look at Yourself", как отмечал рецензент Allmusic, продемонстрировал уникальное сочетание элементов хэви метал и прог-рока, а также выдающееся мастерство Дэвида Байрона, чьё исполнение на несколько лет стало образцом для подражания вокалистам следующего поколения, таких, как Роб Хэлфорд из Judas Priest.
Пол Ньютон остался недоволен своим местом в общей картине: после его ухода в группу из Colosseum был приглашен басист Марк Кларк, который продержался здесь три месяца, но успел стать соавтором песни "The Wizard", открывшей четвертый альбом. "Золотой" состав Uriah Heep окончательно оформился после того, как в него вошли Ли Керслэйк и Гэри Тэйн, уроженец Новой Зеландии.
Четвертый альбом "Demons and Wizards" стал результатом нового творческого союза в группе, которая окунулась в мир мистики и фантазий. Альбом нельзя назвать в полном смысле концептуальным: каждая из песен имеет самостоятельную значимость. В Англии альбом поднялся до 20-го места и продержался в чартах 11 недель. "Easy Livin'", созданная специально для Байрона с его новым сценическим имиджем, стала европейским хитом, вошла в Billboard Hot 100 и "помогла группе впервые заявить о себе на международной сцене".
Вышедший полгода спустя альбом "The Magician's Birthday" продолжил ту же линию развития, причем в двух направлениях: коммерческом (песни "Sweet Lorraine", "Sunrise") и артистическом. Некоторые обозреватели сочли его улучшенным вариантом "Demons & Wizards", в котором те же элементы соединились более гармонично. Рецензент журнала All Music Guide выразил противоположную точку зрения, сочтя, что альбом не обладает цельностью, характерной для предшественника, но имеет свои сильные моменты.
Группа вернулась на гастроли в Японию, одновременно выпустив двойной концертный альбом "Uriah Heep Live", записанный в Бирмингеме, Англия, с использованием мобильной студии, принадлежавшей Rolling Stones, и впоследствии признанный одним из лучших концертных альбомов хард-рока.
Из Японии группа отправилась записывать новый студийный альбом, по финансовым соображениям избрав для этой цели студию Шато д’Эронвилль во Франции. В оценке альбома "Sweet Freedom" пресса разделилась на два лагеря: часть критиков отнеслась к альбому прохладно, заметив, что группа не продемонстрировала здесь своих лучших качеств. Однако, часть критиков оценила альбом достаточно высоко. "Sweet Freedom" поднялся в Британии до 18 места. Композиция "Stealin" стала хитом во многих странах мира. В том же году Кен Хенсли выпустил свой первый сольный альбом "Proud Words on a Dusty Shelf".
Записанный в Мюнхене альбом "Wonderworld" также принес разочарования. К тому времени резко ухудшилось состояние здоровья Гэри Тэйна, который и до прихода в Uriah Heep страдал приступами нервного истощения. В сентябре 1974 года Тэйн получил удар током на сцене в Далласе и был надолго госпитализирован, что привело к отмене концертов в США и Англии. Три месяца спустя Тэйн покинул группу, а 8 декабря 1975 года был найден мертвым у себя дома в Норвуд-Грине. Причиной смерти явилась передозировка.
В 1975 году Тэйна в составе группы заменил Джон Уэттон, в прошлом участник King Crimson, выступавший также с группой Roxy Music. Его появление благотворным образом сказалось на состоянии группы: в ней появился настоящий стержень, человек, который постоянно генерировал новые идеи.
Успех восьмого студийного альбома "Return To Fantasy", выпущенного летом 1975 года, отразил произошедшие изменения: он стал международным бестселлером, поднявшись до 7 места в Британии, до 2 места в Австрии и до 3 места в Норвегии. За ним последовало еще одно изнуряющее мировое турне, в ходе которого группа выступила перед миллионом зрителей и пролетела в общей сложности 30 тысяч миль.
Во время концерта в штате Кентукки Мик Бокс сломал руку, причем доиграл сет, невзирая на адскую боль, после чего продолжал выступать с гипсом, каждый вечер получая по три укола. В разгар турне группа выступила на фестивале в Кливленде вместе с Aerosmith и Blue Oyster Cult. По окончании гастролей группа выпустила сборник "The Best of Uriah Heep". Одновеременно с этим сборником Дэвид Байрон дебютировал с сольным альбомом "Take No Prisoners".
Следующий альбом группы "High And Mighty" оказался по признанию самого Бокса легковесным. При этом Хенсли до сих пор считает, что провал пластинки был предопределён не столько её звуковыми качествами, сколько отношением к ней Bronze Records. Зато раскрутка "High & Mighty" прошла с помпой: группа закатила банкет на вершине горы в Швейцарии.
Роскошные приёмы были лишь внешней стороной стремления Uriah Heep соответствовать примеру Led Zeppelin в погоне за крайностями. Кен Хенсли стал требовать себе не только отдельных гримёрок, но и персонального гастрольного менеджера. Но самым пагубным образом "звёздная болезнь" сказалась на психическом состоянии Дэвида Байрона, чей алкоголизм наложился на личностные проблемы и привел к ухудшению его отношений с коллегами.
В июле 1976 года, после завершающего концерта испанского турне Байрон был уволен из Uriah Heep. Потеря вокалиста явилась переломным моментом в карьере Uriah Heep. Почти сразу же ушел и Джон Уэттон, сначала к Брайану Ферри, а позже в группу Asia. Это для участников группы не стало сюрпризом.
Бас-гитаристом группы стал Тревор Болдер, игравший с Дэвидом Боуи, Миком Ронсоном и к тому времени реформированными Spiders From Mars. В качестве претендента на роль вокалиста рассматривались Дэвид Ковердейл, Иэн Хантер и Гэри Холтон, но выбран был Джон Лоутон, сотрудничавший до этого с германской группой Lucifer's Friend, а также Les Humphries Singers и Роджером Гловером.
Альбом "Firefly", вышедший в начале 1977 года, получил от журнала Sounds три звезды, а от Record Mirror четыре звезды. В самых восторженных тонах оценил группу Пол Стенли из Kiss после совместного американского турне. Группу в новом составе неплохо приняли и в Британии, что было особенно неожиданно в разгар панк-революции. На фестивале в Рединге Uriah Heep стали хедлайнерами.
Следующий студийный альбом "Innocent Victim" отличался утяжеленным звуком. Сингл "Free Me" из альбома стал европейским хитом. Многих удивило включение в альбом двух композиций Джека Уильямса, американского приятеля Хенсли. В Германии альбом разошелся миллионным тиражом, предопределив и успех следующего альбома "Fallen Angel", записанного в лондонской студии Roundhouse и второго с вернувшимся к обязанностям продюсера Джерри Броном.
Тем временем закулисный конфликт разгорался. Хенсли не только зарабатывал намного больше остальных музыкантов, но и имел многочисленные интересы на стороне. Хенсли позже пытался оправдаться тем, что группа постоянно действовала в режиме цейтнота, кроме того, произошла ссора между Хенсли и Лоутоном. Вокалист был уволен вскоре после выступления Uriah Heep на фестивале "Bilzen" в Берлине, и его заменил Джон Сломан, молодой и импозантный мультиинструменталист. Однако почти сразу же из состава ушел Керслейк после ссоры с Броном.
Работа над следующим альбомом "Conquest" свелась к перезаписи уже подготовленных пленок с Сломаном и новым барабанщиком Крисом Слэйдом, рекрутированным из Manfred Mann's Earth Band. Журнал Record Mirror дал пластинке пять звезд. Центральные песни альбома "Feelings" и "Fools" харатеризуют и его общее, приподнятое настроение, что было несколько неожиданно. Десятилетие со дня образования группа отметила успешным туром "10th Anniversary" в связке с Girlschool. Однако недовольство Хенсли своим новым вокалистом нарастало, и он решил выйти из состава.
Позже Хенсли записал сольный альбом "Free Spirit", некоторое время был участником американской группы Blackfoot, жил в Сент-Луисе, где сотрудничал с записывающими компаниями. В настоящее время живёт в Испании недалеко от Аликанте.
Место Хенсли в группе занял канадец Грегг Декерт (Gregg Dechert), работавший со Сломаном в Pulsar. С ним группа провела турне по британским клубам и записала сингл "Think lt Over". Почти сразу же группу покинул Сломан. Бокс и Болдер направились к Дэвиду Байрону с предложением вернуться в Uriah Heep, но тот отказался. Сразу же после этого неудачного визита Болдер принял предложение от Wishbone Ash. Затем ушел Декерт, и Мик Бокс остался один на один с контрактными обязательствами.
Выйдя из состояни депрессии, Мик Бокс позвонил Ли Керслейку и выяснил, что тот с Бобом Дэйзли только что ушел от Осборна. На место Хенсли был приглашен клавишник Джон Синклер, в тот момент игравший с американской группой Lion. В качестве вокалиста некоторое время рассматривался Джон Верити, но в конечном итоге выбор пал на Питера Голби, который незадолго до этого на прослушивании не выдержал конкуренцию со Сломаном.
Выпущенный новым составом в марте 1982 года альбом "Abominog" был назван журналом Kerrang! "самым зрелым альбомом группы за всю её историю". журнал Sounds оценил его пятью звездами. Скептики же критиковали альбом за "американизированность". Альбом оказался успешнее четырёх своих предшественников в США, достигнув 56 места, а сингл "The Way That It Is" получил мощную ротацию на MTV. Uriah Heep успешно выступили на фестивале "Monsters Of Rock" в Замке Доннингтона.
Похожим на предыдущий по звучанию и сути оказался и следующий альбом "Head First", записанный вновь Эшли Хоу, который практически стал к тому времени шестым участником ансамбля. Но сразу же после его выхода Дэйзли покинул состав, вернувшись к Осборну.
В мае 1983 года в состав Uriah Heep вернулся Тревор Болдер. Два месяца группа гастролировала по США вместе с Rush, Judas Priest и Def Leppard. К этому времени Джерри Брон отказался от обязанностей менеджера: делами группы в Европе занимался агент Нейл Ворнок, а в США Перлман и Шенк. Группа ужесточила гастрольный график, в сферу влияния включив такие ранее не исследовавшиеся территории, как Индия, Малайзия и Индонезия.
В начале 1984 года Uriah Heep проникли и за железный занавес, после чего отправились в студию записывать альбом "Equator" c продюсером Тони Платтом (Tony Platt). В это же время новый менеджер Хэрри Малони (Harry Maloney) подписал для группы контракт с лейблом Portrait Records. В феврале 1985 года стало известно, что бывший вокалист группы Дэвид Байрон, будучи уже законченным алкоголиком, скончался от сердечного приступа.
Тем временем усталость от непрерывных гастролей сказалась на состоянии вокала Питера Голби. В разгар австралийского тура он сорвал голос окончательно и ушел из группы. Вскоре за ним последовал Джон Синклер, который присоединившийся к группе Оззи Осборна. Бокс пригласил клавишника Фила Лензона (Phil Lanzon) и лос-анджелесского вокалиста Стефа Фонтейна (Stef Fontaine), который провел с группой американское турне и был уволен Боксом "за непрофессионализм".
После американского турне Стефа Фонтейна в составе заменил Берни Шоу, который начинал c исполнения каверов Uriah Heep. Бокс по совету гастрольного менеджера Ховарда Мензиса (Howard Menzies) специально пришёл на прощальный концерт Stratus в клубе Marquee Club, после чего сделал Шоу предложение и получил согласие.
Сменив менеджмент на Miracle Group, Uriah Heep при посредстве венгерского промоутера Ласло Хегедуса (Laszlo Hegedus) провели серию гастролей в СССР. В спортивном комплексе "Олимпийский" группа дала 10 концертов. Результатом поездки стал третий концертный альбом в истории группы "Live in Moscow", выпущенный компанией Legacy Records, куда вошли три новых трека, в том числе композиция Лэнзона "Mr. Majestic". Британская пресса под впечатлением от московских успехов группы впервые заговорила о ней уважительно.
Uriah Heep провели затем успешные гастроли в Чехословакии, ГДР и в Болгарии, после чего в августе 1988 года выступила на Редингском фестивале, и затем провела британское турне с The Dogs D’amour.
В мае 1989 году вышел новый альбом "Raging Silence", записанный с продюсером Ричардом Доддом (Richard Dodd), центральными композициями в котором стали "Blood Red Roses", "Cry Freedom" и "Hold Your Head Up".
Группа вернулась в СССР, где выступила перед 100 000 зрителей в Ленинграде, затем сыграла в польском Вроцлаве, дала шесть концертов в Бразилии и один бесплатный в Восточном Берлине. Концерт в лондонском зале Astoria был выпущен на видео под заголовком "Raging Through the Silence".
В 1990 году на Independent TV был продемонстрирован фильм "Bedrock", в основу которого легли съёмки концерта в Ноттингеме. Видеоверсия концерта была выпущена в том же году как часть юбилейной серии релизов, посвященных 20-летию группы. Тогда же вышли тройной бокс-сет "Two Decades in Rock" и его сокращённая версия "Still 'eavy, Still Proud".
Работа над следующим студийным альбомом началась в 1990 году, но из-за непрерывных гастролей прерывалась и релиз несколько раз откладывался. Функции продюсера взял на себя Тревор Болдер. Альбом "Different World" вышел в 1991 году и получил разноречивые отклики в прессе.
За релизом последовало крупнейшее за шесть лет британское турне Uriah Heep. Рекорд-компания практически не занималась промоушном, в результате и билеты и сам альбом продавалсь плохо. На этом свои отношения с Legacy Records группа завершила, продолжив активно гастролировать на всех континентах. Из множества перевыпусков этого времени прежде неиздававшийся материал содержали только "Rarities from the Bronze Age" и "The Lansdowne Tapes".
В 1995 году выходит альбом "Sea Of Light", в котором группа вернулась к звучанию 1970-х годов. Критики отметили альбом как свежий, тяжелый и мелодичный, насыщенный оркестровками.
14 сентября 1998 года вышел альбом "Sonic Origami", который продюсировал Пип Уильямс. Затем последовали гастроли, не прекращавшиеся два года. Однако рекорд-компания также не занималась промоушном, как и в альбоме "Different World".
7 декабря 2001 года в Лондоне состоялся концерт-реюнион с участием Кена Хенсли и Джона Лоутона. Тогда же состоялось первое выступление группы в Астории в рамках ставшего традиционным мероприятия под названием "Magicians Birthday Party".
В январе 2007 года барабанщик Ли Керслейк покинул состав по состоянию здоровья. В марте его заменил Расселл Гилбрук, который 14 апреля 2007 года дебютировал в составе группы на концерте в Вуокатти в Финляндия.
В 2008 году вышел 21-й студийный альбом Uriah Heep "Wake The Sleeper", получивший в целом высокие оценки критиков. Рецензент журнала Allmusic отметил, что группа в нём сохранила верность классическому звучанию, наметив и цели будущего развития. За ним в октябре 2009 года последовал "Celebration: Forty Years of Rock", юбилейный сборник, куда вошли 12 заново записанных треков "классического" периода и две новых композиции.
Летом 2010 года Uriah Heep впервые за 8 лет отправились в турне по Америке в поддержку альбомов "Wake The Sleeper" и "Celebration". Турне получилось настолько успешным и триумфальным, что группу снова пригласили в США осенью 2010.
|